Up Matsnevy » Corrida

Португальская коррида (торада)

Что такое коррида и почему это древнее зрелище до сих пор еще собирает полные стадионы? Неужели современный человек с его сотовой связью, уже везде проникшим Интернетом и другими достижениями – неужели этот во многом утонченный и продвинутый во многих отношениях европеец – внутри еще настолько дик, что любуется этим архаичным, практически первобытным зрелищем, довольно жестоким по своей сути? Давайте посмотрим на это вместе и постараемся прочувствовать это и понять. Сразу оговоримся – мы не сторонники любого неоправданного насилия и ряд приводимых здесь фотографий не рекомендуем смотреть людям, которые особенно близко принимают к сердцу жестокое обращение с животными. Тем не менее, тавромахия – в переводе с греческого «борьба с быком» - это одна из наиболее древних забав человечества и поэтому позволяет глубже понять противоречивую душу современного европейца, кроме того, она чрезвычайно зрелищна с точки зрения фотоискусства – именно поэтому со всеми этими оговорками мы позволили себе опубликовать этот фотоальбом.

Итак, прежде всего, отметим, что родилась коррида конечно в Испании, а в Португалии коррида (где она называется торада) претерпела множество изменений. Хотя в тораде часто участвуют и пешие матадоры (которые проводят с быком те же действия, что и в Испании, за исключением его убийства), классический португальский бой быков включает в себя и конную часть (главный участник — всадник-кавалейру — cavaleiro) и часть, в которой восемь невооружённых фуркаду усмиряют и уводят быка. Возраст быков, участвующих в корриде, - три-четыре года, вес - пятьсот-шестьсот килограмм. Быков, вопреки расхожему мнению, по окончании корриды на бойню не отправляют, а возвращают в загоны. По сравнению со всеми остальными корридами, португальская - наименее кровожадная. Перед самой корридой на рога животного надевают специальные кожаные чехлы - они смягчают удар.

Кавалейро одет в традиционный костюм XVIII века, включая сатиновую куртку гранда, и скачет на великолепно украшенной лошади. О выступлении кавалейро и матадоров судят по его стилю и храбрости, именно по стилю – так как, например, несмотря на то, что программа действий в общем-то одинакова для всех, из трех виденных нами в тот день матадоры действительно обладали каждый своим стилем. И что самое поразительное, каждый из виденных нами матадоров был по своему интересен – и юноша с его задорным веселым сценарием борьбы-шутки с молодым же быком, и мужчина средних лет, показавший множество великолепных приемов владения плащом и наконец, на арену вышел Мастер.

Конечно, невысокий сухопарый Мастер показал безупречно отточенную технику, мгновенную жесткую реакцию. Поначалу он был скуп в движениях и в его манере двигаться не было той иногда излишней и показной красоты жеста, которая необходима молодым матадорам для самоутверждения. Нет, он был уверен в себе, холоден и – когда он боролся с быком, было видно, что он честно и без прикрас выполняет свою тяжелую мужскую работу. Его лицо и движения не выражали ни юмора, ни добра, ничего лишнего и неуместного на корриде – напротив, в его глазах мелькала близость смерти и холодная решимость победить – так старший офицер, принимающий непосредственное участие в бою, все холодно и трезво понимает – зачем и почему он здесь, и что может быть очень скоро наступит момент, к которому он готовился всю свою профессиональную жизнь.

Но Мастер не был холоден все время своего раунда – нет, после первых же фигур он криками и жестами начал распалять и себя и быка и совсем скоро довел и его и себя буквально до исступления – матерый бык был хитер и старался не показывать своего состояния, но было видно, что он просто взбешен – казалось, через его ноздри проходили кубометры воздуха, бока ходили ходуном, а глаза налились кровью и буквально впились в матадора. Ну а Мастер после каждого своего удара продолжал распалять уже и публику, к этому времени он весь покрылся бисером бычьей крови и что-то неуловимо похожее уже было во взгляде обоих. Публика замерла – на арене было уже два зверя.

Мастер победил быка, всадив последний дротик ему в спину. Тяжело ступая и глядя в землю, он ушел, не обращая внимания на ликование арены. Бык, с торчащим в загривке целым пуком разукрашенных зазубренных дротиков, медленно поводил залитыми кровью боками.

Второй этап корриды - команда фуркаду, одетых в светлые костюмы, пытается поймать быка в буквальном мысле «за рога» во время его атак и полностью вымотать его. Они выступают отдельно, после того как кавалейру и матадоры окончат свое выступление. Одежда фуркадуш, конечно, не такая роскошная, как у испанских тореадоров или местных кавальеро. Объясняется это тем, что в прошлые века в роли кавальеро выступали только представители аристократии, в то время как все фуркадуш были из простого народа. Каждая восьмерка фуркадуш имеет четкую организацию. В этом смысле она напоминает футбольную команду: в группе есть свои "защитники", "полузащитники" и "нападающие". Вся честная компания выстраивается гуськом, затылок в затылок – в дальнем от быка конце арены. Первый из них - главный, единственный носит шапочку, как у гнома и называют его "фуркаду да кара", дословно: "лицевой фуркадуш". Этот товарищ обращается к быку громкими резкими выкриками, для большего эффекта (а может быть и для большей смелости) притоптывая при этом ногой. Сначала бык не обращает на эту гоп-компанию никакого внимания, но наш маленький, но упорный тим-лидер продолжает добиваться его внимания – подступает к нему шаг за шагом и всем своим наглым поведением буквально нарывается на неприятности. В результате бык просто не выдерживает этой наглости и – бросается вперед!

Представьте себе отчаянную смелость человека, который стоит столбом в тот момент, когда на тебя несется огромный бык. Бык подлетает, наклоняет голову для удара и буквально врезается в строй – в этот момент этот смельчак обхватывает голову быка и повисает у него на голове между рогов. Конечно, концы рогов отпилены, а на их концы надеты кожаные наконечники, но все равно – фуркадуш должен обладать колоссальной реакцией и гибкостью хотя бы просто для того, чтобы остаться живым. Остальные члены творческого коллектива, выстроившись гуськом за своим «бригадиром», подбегают к быку и виснут на нем как муравьи. Их цель считается выполненной, когда бык стоит, не в силах сдвинуться с места от повисших на нем отвязанных храбрецов. Эта операция, которая кстати называется «пега», далеко не проста – и получается далеко не всегда – и если попытка не удалась, фуркаду вновь и вновь упорно повторяют попытки.

После того как быка все же удается зафиксировать, вся бригада по команде резко прыскает в стороны, а бык остается … нет, не один, а со вторым оторвягой команды – с рабехадором. И если у фуркаду де кара трагичная роль – он в своей страшной работе отвечает за сокрушительную голову быка, мчающуюся к нему со скоростью автомобиля, то у рабехадора роль скорее комичная – он держит быка за хвост! Бык в силу своего строения не может дотянуться до наглеца, однако по понятным причинам всеми силами пытается от него избавиться под хохот десятков тысяч человек – крутится как волчок, пытаясь достать рогами рабехадора. Наконец, бык достигает полной степени одурения и очевидного понимания собственной неполноценности, и вот наступление именно этого момента по каким-то неуловимым признакам ловят фуркадуш. В этот момент рабехадор просто-напросто отпускает быка. Точка. Он просто отпускает его хвост, поворачивается к нему спиной и спокойно уходит. Бык тупо смотрит ему в спину и, очевидно подавленный только что произошедшим с ним моральным насилием, не шевелится, совсем не пытается догнать своего обидчика, растоптать или забодать его. Знаете, это, наверное, самое непонятное и удивительное во всем описанном нами мероприятии.

После этого вся шумная и безбашенная команда фуркадуш под аплодисменты публики уходит с арены. Представьте кстати, в каком виде они уходят, если вспомнить, что бык до этого момента был подвергнут жестокой и кровавой экзекуции.

О лошадях, участвующих в корриде, - разговор отдельный. На обычном жеребце на арене делать нечего: при виде разъяренного быка он от страха может выкинуть, что угодно. Поэтому с XVIII века в корриде принимают участие только лузитанские жеребцы. Сравниться с лузитанами по характеру не может никакая другая порода. Стоит такая лошадь целое состояние. Уход за ней - целая наука.

Выступление заканчивается, на арену летит огромное количество одежды, шляп, даже обувь – здесь все идет в дело. Для публики большая честь, если легендарный матадор коснется своей рукой вашей одежды и бросит ее обратно. Кидать ее приходится довольно далеко, но это особый ритуал.

В заключение отметим, что, несмотря на всю жестокость мероприятия, зрелище действительно захватывает – риск происходящего действительно огромный, все разворачивается у вас на глазах порой в гробовой от напряжения тишине. Финал совершенно непредсказуем – так как, несмотря на профессионализм фуркадуш, матадоров и кавалейру, часто встречаются очень хитрые, изворотливые и сильные быки. Все это делает тораду не только социокультурным феноменом, спортом, искусством, но и Зрелищем.

Предлагаем Вашему вниманию избранные моменты из самого сердца Португалии.

IMG_9327
IMG_9359
IMG_9451
IMG_9430
IMG_9464
IMG_9454
IMG_9478
IMG_9470
IMG_9505
IMG_9509
IMG_9530
IMG_9536
IMG_9538
IMG_9544
IMG_9553
IMG_9570
IMG_9579
IMG_9591
IMG_9618
IMG_9630
IMG_9638
IMG_9641
IMG_9646
IMG_9648
IMG_9662
IMG_9674
IMG_9689
IMG_9697
IMG_9702
IMG_9705
IMG_9713
IMG_9716
IMG_9719
IMG_9728
IMG_9733
IMG_9741
IMG_9747
IMG_9736
IMG_9760
IMG_9767
IMG_9797
IMG_9801
IMG_9809
IMG_9822
IMG_9823
IMG_9825
IMG_9826
IMG_9832
IMG_9835
IMG_9844
IMG_9847
IMG_9859
IMG_9860
IMG_9869
IMG_9871
IMG_9876
IMG_9925
IMG_9926
IMG_9927
IMG_4435
IMG_9935
IMG_9941
IMG_9946
IMG_9952
IMG_9953
IMG_9954
IMG_9956
IMG_9960
IMG_9961
IMG_9965
IMG_9975
IMG_9988
IMG_9997
IMG_0019
IMG_0024
IMG_0036
IMG_0061
IMG_0073
IMG_0075
IMG_0089
IMG_0122
IMG_0123
IMG_0175
IMG_0202
IMG_0203
IMG_0204
IMG_0220
IMG_0225
IMG_0230
IMG_0233
IMG_0238
IMG_0239
IMG_0242
IMG_0259
IMG_0261
IMG_0262
IMG_0274
IMG_0279
IMG_0288
IMG_0294
IMG_0297
IMG_0302
IMG_0303
IMG_0307
IMG_0328
IMG_0329
IMG_0330
IMG_0331
IMG_0332
IMG_0342
IMG_0345
IMG_0350
IMG_0365
IMG_0375
IMG_0378
IMG_5325-2
IMG_0381
IMG_0384
IMG_0385
IMG_0387
IMG_0391
IMG_0395
IMG_0404
IMG_0412
IMG_0415
IMG_0422
IMG_0426
IMG_0437
IMG_0447
IMG_0454
IMG_0462
IMG_0473
IMG_0490
IMG_0505
IMG_0507
IMG_5424-2
IMG_5456-2
IMG_5556-2

138 Изображения | Создано с помощью JAlbum & Chameleon | Справка